середа, 27 травня 2015 р.

Батоны простые, мука 1с

Батоны простые, мука 1с


http://conciertobarocco.blogspot.com/2015/04/1.html
Вебсайт Минторгмузей предоставляет массу статей из Торгового словаря 1956, в том числе статьи по хлебу и другой выпечке. Появился и другой сайт, TovarSlovar.ru, где владелец сайта полностью и без отсебятины выкладывает статьи и сканы самих книг словаря и выкладывает их по мере готовоности. 

Мне надо было хлеба и я испекла простые батоны из муки 1с. по рецептуре 1950х. Все, что называется "простым" - гарантированная засада для таких хозяек как я. Я не высыпаюсь сейчас, внимание сильно рассеяно, уровень требования к качеству снижен. 

Они были вот такие, простые бытоны из муки 1с и 2с. Простые на первом плане, батоны с изюмом - в нарезке сзади.  


Я сделала столько ошибок, что не сосчитать... передозировала "улучшителей" (этой муке нужен только солод), недостаточно выбродила, недомесила при последней обминке, недорасстойка, сожгла корку снизу в уголь, хлеб несколько ватный, корка наоборот- режет рот внутри, больно до слез. Пришлось немедленно после выемки батона из печи ставить опару на второе тесто, с учетом пороков в первом раунде. 



Батоны простые 1с 1956г
1 кг муки 1с, 13 соли, 7 дрожжей (для опарного метода), вода или вода с сывороткой.

Листовые или подовые изделия, выпечены при 220-250С. Вес 200г или 500г, влажность 43%, кислотность 3 град. 4-5 надрезов, округленно-продолговатые батоны с округлыми концами. Корка тонкая, гладкая, блестящая. Пористость мелкая равномерная.


на один простой батон
весом 500г из 350 г муки
Опара
235г муки 1с (брала тип 550)
15г муки из проросшей полбы
2.5г пресованных дрожжей

0.7г белого солода
11г мальтозной патоки

235г воды
1ст.л. сыворотки или до половины воды замесить сывороткой.

Замесить опару конситенции сметаны и выбраживать её при 20-25С, обминая время от времени, пока опара не даст яркий спиртовой аромат при обминке и бульканье по поверхности в устойчивой высшей точке объема.

Тесто
115г муки
4.6г соли

Замесить тесто, через 30мин вымесить до гладкости. Дать 20-40мин и обмять. Проверить аромат во время обминки, если ясный спиртовой , то тесто можно выбить до умеренного или интенсивного развития клейковины и через 20-30мин пускать в разделку на порции и на формовку батонов.

Батоны
Тесто подкатать, дать 5 мин предварительной расстойки, раскатать и свернуть в батон(ы) по 200 или 500г. Уложить швом вниз на смазанный лист. Укрыть и дать 30-50мин растойки.

Надрезать косо 4-5р, сбрызнуть и печь с паром 20-25мин при 220С/440Ф.

Если недостаточно глянца или нет его вовсе, то в тесте недостаточно солода или проблема с паром. Можно и так хлеб съесть, он вкусный и с обычной матовой корочкой. А можно смазать ещё горячим, за минуту-две  до выемки из печи крахмальным кисельком. Ибо по ГОСТу корочка у этих батонов блестящая, как лакированная.

Брак

Вот тут свернутое тесто после последней обминки показывает, что оно не готово дать тонкокорые изделия с ровной мелкосетчатой пористостью. Пузыри клейковины крупные, редкие и толстые = клейковина недостаточно развита вымешиванием и обминками.

Снова такая же картина в свернутой в заготовку кукле из теста. Толстые пузыри = толстая грубая корка.

Батон получится толстокорый, рваный,


с ужасно некрасивым рисунком мякиша.

Но... не с лица воду пить. Главное - он получился не вкусный, не такой какой он на самом деле есть, этот простой пшеничный батон. Главным образом, из-за горелого низа огорчение, ну и на укус - не то. У него должна быть тонюсенькая атласная корочка и сытный хлебный мякиш.

Этот же первенький с борщом ушел, корочку нижнюю срезала и так мы его уговорили. Остатки на следующий день были совершенно несъедобные. Ну надо же. Какой непростой простой хлеб...

Второй простой батон
В этом я опару выбраживала до предела. Что заняло восемь часов при 23-24С! Мне уже было не так важно, что я могу запороть изделие. Запороть я умею.  Это мы уже плавали. Мне важно было выбродить тесто, чтоб в нем вкус ощущался.

Так что когда опара была ярко спиртовой, высокой донельзя, пять обминок(!) но ещё не булькала как болото с чертями, я оставила её такой и ушла гулять.
7ч15мин брожения опары

Через час было то, что надо! Булькающая гипер ароматная опара! Уже не просто спиртовая, а именно выброженный такой аромат, "алкогольного напитка" вместо "чистого спирта в бутылке".
8ч брожения, опара спелая
Тесто это было на большой опаре, так что воды больше не добавляла. Всыпала муку и соль и перемешала
Оставила на полчаса и выбила тесто 2 мин на макс скорости.
Ещё через 20мин сформовала батон. В общем проба вкуса позже показала, что надо было дать больше времени отлежки перед обминкой-выбиванием теста. Для этой муки нужен полный выход теста после замеса. Нужен как для клейковины, так и для вкуса и аромата хлеба. Хлеб уже не рвало, дала бОльшую расстойку.

Для блеска сбрызнула хлеб на минуту до выемки из печи. Ну получился блеск. Но мне он как-то до фени. 

меня больше вкус, аромат, ощущения при кусании и жевании и волновали. Этот батон на порядок лучше предыдущего, он уже "советский" с тонкой коркой, очень характерным мякишем. Намного более хлебный аромат и советский вкус хлеба. Именно такие продавали, даже в овощных магазинах, не только в булочных, я помню. И мы такие не покупали. Мне кажется их брали люди, которые больше хлеба ели. Он именно такой, чтоб хлебом наесться. Мы покупали более сдобный и нарядный нарезной из муки в.с.. У нас в семье ели относительно мало хлеба. В частности потому, что мы все 1-2 раза в день питались вне дома, в столовых при школе, на работе.  

Эх, буду перепекать. Опять пойду опару ставить...

7 comments:

  1. Вот это да! Вы молодец! Не сдаетесь! Для меня это хороший пример, спасибо!
    Reply
    Replies
    1. Да уж, отступать некуда. Для себя печем! :)

      Три выпечки уже и все три - "в мусорную корзину". Они раз за разом все вкуснее и все менее красивые получаются (цвет корки прямо-таки мертвецкий). Самый последний прием - придача блеска изделиям все портит.

      В "простых" изделиях не замаскируешь проколы сдобой, сахарком, да маслицем и яичком, которые даже в колчиествах 1-2% резко упрощают задачу создания красивого и вкусного хлеба. Поэтому нарезной батон так популярен не просто у покупателей, а и у пекарей. Его легко печь сносным, приемлемого качества, по сравнению с простым хлебом. В нем приличное количество сдобы.
  2. Да, Люда, очень вас понимаю. Я так с итальянскими хлебцами воевала. До сих пор приручаю.
    Да очень давно хотела спросить про градусы кислотности. Как делать опыт - знаю, как посчитать - знаю. Но где Вы берете 0,1 н раствор едкого натра?
    Reply
    Replies
    1. С итальянскими немного легче, потому что мы не знаем, какими они д о л ж н ы быть:) И в самой Италии нет ГОСа на них. Так только получилось то, что нам нравится, можно считать выпечку успешной и начать набивать руку, привыкать ТАК печь.

      С выпечкой по ГОСту, у кого есть память о том, каким хлеб был в советское время, - засада. Потому что помним и корочки, и мякиш, и удельный вес - насколько батон был легким или увесистым в руках по сравнению с его размерами. Так что пока такое же не получишь, считай что не преуспел.

      А разница в массивных колчиествах теста на хлебозаводе и хлебе из стакана муки дома - огромная. Все процессы по другому протекают из-за разной массы теста и разного веса теста, как оно давит на себя, перетирается при промешивании, как в нем под давлением растворяется углекислый газ, переходя в жидкую фазу угольной кислоты, как оно самонагревается при брожении и т.д. Все, что написано в технологической таблице для тонны теста не подходит для фунта теста. Хлеб не 5-8 часов, а 10-12 часов занимает. Хоть плачь.

      Титруют не только пекари. Пекари меньше всех титруют:) Больше всех титруют мастера квасного дела - пивовары и виноделы. Там кислотность критически важна. У них и берем наборчик для титрования, Анастасия. Там и фенолфталеин и раствор щелочи нормальный есть.

      Вот например

      http://www.vinodel61.ru/index.php?productID=223
      http://www.vinogradisad.ru/shop/UID_53.html

      Или же можно набор "Юный химик" в "Детском мире" где-нибудь купить. Вот тут Геннадий показал как с реактивами из Юного Химика титруется тесто
      http://strangersg.livejournal.com/331.html

      Короче, если у вас в городе есть магазинчик, где все для домашнего виноделия продается или для любительского пивоварения, то там на полках обязательно будет этот набор и возможно по отдельности фенолфталеин и отдельно бутыльки едкого натра 0.1N или 0.2N. Эта разница в концентрации не играет большой роли для нас (просто результат титрования умножим не на 2 а на 4 тогда).
    2. Я взрослела в 90-е когда еще кое-что советское осталось. Помню только невообразимый вкус ЧЕРНОГО КИРПИЧА, его запаха и корочки. Мы собиралис. всей детворой, бежали в магазин к привозу свежего хлеба, покупали и разламывали на всех.
      Сейчас это просто катострофа. Черный отвратительный.
      Батоны еще ничего. Тем более я не помню вкуса советского. Но что-то помнится, был другой. Собственно по этому, я и решила печь хлеб. Чтобы мои дети поели ВКУСНОГО хлеба.
      ГОСТы - да Люда. 100 кг муки не сравнится с 500гр моей муки. Я это понимаю. Об'емы теста дают свою химию. Я думаю еще и условия на производстве (у Ауэрмана, он пишет про температуру и влажность в цеху -~30°С и ~70-80°\°).
      Я понимаю вашу одержимость и поддерживаю в достижении желаемого. Вы ббудите опять адаптировать ГОСТ к домашним условиям опытным путем.
      Про щелочь. Спасибо за ответ, я не знала про винокуров. Но больше мне понравилось набор "Юный химик". На 10-е дочери(прошлый год), мы приглашали для проведения праздников Ximikids компания развлекает детишек эффектными химическими опытами. Мои дети попросили набор для опытов, пока было рано, еще малые. Ну теперь, будем опыты на троих устраивать.
      Спасибо Люда, что ответили.
      Мне очень приятна ваша одержимость и образованность. Жаль что не могу вам ничем помочь, у меня только суббота на опыты. И тем более, я новичек. Вас я считаю мастером. Умом и трудом.
  3. Люда, спасибо большое! Ваше упорство очень вдохновляет! Спасибо! Тоже хочу победить белый хлеб, который никак не дается..... Простой белый из вашего блога, который печется 35 минут при 260 С. Вынула, а у него внутри сыринка..... Стала перепекать и держать дольше, но тогда грубая корка. В общем, поссорилась я со своей духовкой, подозреваю, что она не дает нужную температуру....Простите, что о своем!
    Reply
    Replies
    1. Чего уж там. Наболело! :)

      У меня опять опара на простой батон стоит. Этот вариант - на заварке. С утра поставила, уже 5 часов пополудни, едва едва подбирается к уровню спелости. Прямо как заколдованный какой-то сорт. Я упираюсь, не делаю его из канадской муки, там-то он получится на ура запросто, да по рецепту 1980х. а вот из чистой муки без ничего да по рецпту 1950х, весь день на него уходит и то, неихзвестно, будет ли красавец или квазимодушка. внутри всегда вкусный очень. По пять суток не черствеет, душистый.

      Попробуйте печь дольше, но первые 10-15мин внутри большой жаровни, чтоб там был "холодный пар" и Т 100-120С в первые 5-10мин выпечки. А потом уже в открытую и при 220-240С 30мин допекайте или сколько надо.

      Грубая корка - это печально. Сырой хлеб - вообще горе. Сочувствую вам очень!

Немає коментарів:

Дописати коментар