середа, 27 травня 2015 р.

Добрi булочки» від Дарії Цвек. Сдобные булочки.

«Добрi булочки» від Дарії Цвек. Сдобные булочки.


http://conciertobarocco.blogspot.com/2015/04/i.html
Если б я попробовала такие в каком-нибудь австрийском кафе, то удовольствие и восторг мои были бы омрачены толикой горечи. Такие никогда мне не испечь, подумала бы я. Ни один буржуинский пекарь таким чудесным рецептом, таким ноу-хау не поделится! 


Но когда я готовилась к выпечке булочек по рецепту из "Солодке печиво", ещё не зная, что получится, я долго не могла поверить указаниям рецепта. В нем нет соли. Если это и опечатка, то два раза. Соли нет в списке ингредиентов. Соли нет в тексте, описывающем как замесить тесто.  Из-за этого я отложила рецепт в долгий ящик, отвлеклась на паски и пирожки по рецептам Цвек. Ну не могу я без соли. И рецепт нарушить не могу. 

Сегодня любопытство и уважение к Цвек все-таки перебороли и я испекла сдобу из теста без соли. 

Вывод? 
Я до сих пор не уверена, было ли это опечаткой, которую никто десять раз в издательствах и пять миллионов раз среди покупателей не заметил.  В этой сдобе действительно не нужна соль. Муж вообще не заметил, а он на недостаток соли очень чувствителен. Я заметила, но только в центральных булочках, где меньше корочки из-за четырех слипов (слипов вообще не должно быть по Цвек, это мой дефект, моя промашка). Но если добавить в тесто пару грамм соли (5-7г на кг муки), то рецепт радикально не изменится. 

Так что если вы без соли не можете, если вам психологически неуютно тесто без соли замешивать, то ради бога. Солите себе на здоровье. Лучше не пеките булочки со слипами. Нужно много корочки. 

Рецептура
1 кг муки, 40г прессованных дрожжей (20г современных), 150 сахара, 30 сливочного масла или маргарина, 120г желтков, 510 сливок или молока, 0-120 воды, цедра 1 лимона, ванилин (0.5-2г). Безопарное тесто на активированных дрожжах с двумя обминками. Небольшие булочки (по 50г), смазанные яйцом, выпеченные до сильно хрустящей корочки - 30мин выпечки при 210С/410Ф без конвекции.  

Я брала на пробу 1/4 рецепта из 250г муки в.с. 12% белка "Алтайская сказка", отчего тесто взяло дополнительные 30г  воды. Получилось достаточно теста на 9 булочек по 50-55г.  Сливки сильно отличаются по жирности от молока, так что я сделала вариант посередине: взяла молоко 4%ной жирности и сливочного масла не 3% от веса муки, а 12% -столько, что в сумме получилось, как будто тесто на 18%-ных сливках (table cream, coffee cream).

Сдобные булочки от Дарии Цвек
на фунт сдобы (450г готовых изделий)

150г молока вскипятить, вылить в термос и выдержать горячим 30мин. Остудить и использовать в рецепте. 

Расчин 
(подготовленные дрожжи)
 дрожжей
10г сахара
130-150г молока 4%ной жирности, 20-30С

Перемешать и оставить на час-полтора при комнатной температуре. При 30С расчин будет готов за 40мин, при 20С дрожжи активируются за полтора часа. 

Тесто
250г муки (в муку в.с. можно добавить 0.5г белого солода, 0.5г лецитина, крохотную щепотку витамина С)
33 г сахара
30г сливочного масла
30г желтков (2 желтка от medium size eggs)
цедра 1/4 лимона
пакетик ванилина (0.5г)

В рецепте просят растереть желтки с сахаром в белую пышную пену без крупинок сахара, прежде чем влить их в тесто.  Это делалось как для насыщения теста кислородом, пузырьками воздуха от желтковой пены, так и для растворения крупнокристаллического сахара, ибо в рецепте нет воды для раствора сахара. Если замес в миксере и сахар-песок современный мелкий, быстрорасторимый, то можно напрямую замесить тесто, добавив невзбитые желтки и сухой сахар в дежу с мукой. 

Влить расчин в дежу со всеми остальными ингредиентами и замесить тесто. Перемешивать лишь до однородности. Обычная мука в.с. и даже крупчатка не потребуют дополнительного подливания водички. Но сильная мука с высоким содержанием белка (11-13%) может потребовать 1-2 ст.л  дополнительной воды. 

Свернуть тесто в шар и уложить на брожение при комнатной Т, пока тесто не удвоится, с 400мл до 800мл. 
Это займет примерно 1-2ч в зависимости от температуры в помещении. 


Промесить тесто до сияющей гладкости, 4 мин на 4ск в Боше, поправить консистенцию ложкой воды или ложкой муки, если надо.








Растянуть тесто на столе в тонкую пленку и свернуть втрое и втрое и потом в шар с пузырями по поверхности. 






Уложить в мерную посуду, пока не утроится. 







Это произойдет примерно за 1-1.5ч






Снова обмять вымешиванием до полного сдутия и щелкового блеска. 


Уложить тесто в мерную посуду и подождать пока не вырастет хотя бы в полтора раза, с 400мл до 600мл, но не больше чем удвоится. 


Это займет примерно 20-30мин. И можно пускать тесто в разделку. 

Разделить на порции одинакового веса, по 55-60г, слепить булочки любой формы. 





Я сделала крученые: кусочек теста выкатала в тоненькую лепешку, лепешечку свернула рулетиком. После небольшой расстойки, когда рулетики подпухли и стали мягкие, я завернула их улиткой. Уложила в смазанную антипригарным лецитиновым составом форму 8х12 дюймов. Моя алюминиевая, но можно и в стеклянной и лучше даже просто на пекарском листе или противне из толстого белго алюминия, чтоб не соприкасались. 

 Расстойка под пленкой примерно 1 час


Смазать яйцом, можно посыпать крупным сахаром, жемчужным сахаром как у меня, орешками или штрейзелем (сладкой крошкой). 


Выпечка полчаса при 400Ф/200С. 
Я пекла булочки 15мин с конвекцией при 350Ф, потом 15мин без конвекции при 400Ф. 

Булочки прехорошенькие, с необыкновенно хрустящими корочками.



И нежнейшим волокнистым мякишем. 



Я перевела Добрi булочки как "сдобные" (из сильно сдобренного теста, да на сливках), потому что это практически непереводимое сочетание, несмотря на всю близость славянских языков по смыслу. Точно так же как добра молодца не переведешь никакой другой фразой, ни как хорошего молодого человека ни как доброго красавца, косая сажень в плечах, так  и Добрi булочки ... Это не сдоба, к какой мы привыкли, и вкуснятиной это тоже не назовёшь. Это категория отдельная, в рамки обычной хлебобулочной классификации не помещается. Ну о ч е н ь особенные изделия. 

Источник: рецепт Добрi булочки, стр 12 в книге Д.Я. Цвек  Солодке печиво

20 comments:

  1. (Я в ВОСТОРГЕ! Опять рецепт из "строго на глаз" доведен до совершенства! БРАВО!!!)

    А как правильно подготовить сухое пекарское молоко для рецепта и можно ли заменить ванилин эссенцией и, если да, то сколько класть? СПАСИБО
    Reply
    Replies
    1. Сухое пекарское молоко не нуждается в подготовке, Ольга. Потому оно и пекарское. Оно уже готово. Его насыпают в муку.

      http://www.kingarthurflour.com/shop/items/bakers-special-dry-milk-16-oz

      1/4 стак сухого пекарского + 1 стак воды = 1 стак обезжиренного молока по весу.

      Жир подправить отдельно добавкой масла или ги (топленого масла) до уровня, какой был бы в молоке заданной в рецепте жирности . В цельном 4% от веса молока cоcтавляет жир. В сливках 20% или 30%-40% от веса сливок - жир и т.д.

      Я никогда не имела дела с ванильной эссенцией. Наверное на бутыльке или пробирке должно быть указано, какова доза для теста = на кг муки или на фунт муки.

      Кроме того, учтите, что по-русски ванильная эссенция (кондитерская эссенция, такая же как ромовая эссенция, цитрусовая, миндальная, ирисовая и т.д.) не переводится на английский как vanilla essence. Здесь этим словом называют или масла с запахом ванили в парфюмерии или ванильные экстракты, настойки ванильных стручков на водке (40% спирта 60% воды).

      Советская ванильная эссенция была смесью чистейшего спирта ректификата с 8% ванилина. Того самого порошка ванилина, что в пакетиках продается как кристаллический ванилин и употребляется в этом рецепте. В 10граммах эссенции (2 ч.л.) было 0.8г ванилина, что вполне достаточно на тесто из 1 кг муки.

      Так что я даже не знаю что вы имеете в виду.
  2. Люда, у нас есть всегда сливки свежие, мне было бы проще с ними. Их тоже подготавливать как и молоко?
    ReplyDelete
    Replies
    1. Илона, я не знаю. С такими рецептами все ответы на вопросы дают пробные выпечки, а не "теория".

      С одной стороны, сливки есть такие "легкие", например 5-10% жирности, что от жирного молока мало отличаются . Так что да, надо их довести бо бурного кипения, помешивая, и выдержать в термосе полчаса.

      С другой стороны, в сливках мало молочной сыворотки - мало воды, в которой растворены белки, наносящие вред клейковине. Возможно что вредные для теста растворенные белки остались позади, в молоке, с которого сняли сливки.

      И у Цвек по тексту рецепта непонятно, что она предпочитает, сливки или молоко в эту сдобу. Если судить по перечислению ингредиентов, то надо бы взять сливки и лишь за неимением их - молоко. Сливки на первом месте. Хотя непонятно какие, они есть в ассортименте 5%, 10%, 20%, 30%, 40% жирности и английские двойные 60%-ные!!!

      А если читать текст рецепта, то там с места в карьер идет разведение и активация дрожжей как раз в молоке, бо в сливках маловато воды.

      В сливках воды МЕНЬШЕ, ЧЕМ В ПРЕССОВАННЫХ ДРОЖЖАХ. Вот такой парадокс. Влажность прессованных дрожжей порядка 70-75% влаги на 100г дрожжей. А влажность сливок - 57-63%, а остальное -жир, белок, сахар молока. Перемешивание дрожжей с жирными сливками и осмотическое выравнивание влажности раствора, привело бы к обезвоживанию дрожжей, угнетению их обмена веществ, а не к активации их перед замесом теста.

      По этой причине надо было б проводить отдельно пробную выпечку на сливках, да разной жирности, ОХ КАК ЭТО БЫЛО БЫ ВКУСНО! :))) и брать на тесто осмоторлерантные дрожжи САФ в золотой пачке. Они бы справились с давлением на дрожжи со стороны супернасыщенного раствора в сливках.

      Я никогда не читала о тесте на сливках раньше и тут (на Западе) в учебниках этот вариант не рассматривается. Только молоко. Может у французов что-то в кондитерской дрожжевой выпечке такое есть, на сливках? Так что пришлось бы пробовать и сравнивать с кипячеными и выдержанными в тепле сливками и просто со сливками свежими, снятыми с молока (или пастеризованными, из магазина).

      Можно чуть-чуть молока взять на расчин и остальное в тесто в виде сливок. Так тоже можно. Но у Цвек так не написано. В рецепте вся жидкость идет на расчин.

      Булки обалденные. Мы сегодня их на завтрак доели. Амброзия.
  3. Да, в старых рецептах булки были или простые/обыкновенные, или вкусные, или очень вкусные. У меня есть книга г-жи Коломийцевой "общедоступный и вкусный стол 1875г" (репринтное издание), там они так и называются :). Мякиш булочек очень припоминает булочки из детства,продавали у нас в хлебном по 9 коп, по-моему назывались "плюшки московские". Хрустящая хорошо пропеченная корочка и мягкий волокнистый мякиш, как ты описываешь. И ванильные-ванильные. Мои самые любимые. Пробовала печь по рецепту из "350..." - были вкусные,но не то. Думала заменить яйца на желтки (мякиш булочек был желтоватый). ps: тестом в маковым рулете осталась не довольна, буду печь из "правильного":), всем нравиться выпечка из него
    Reply
    Replies
    1. Видать считалось что "гулять так гулять!", Ната :)) Тут тебе и сливки, и желтки, и ещё маслица и сахарка. В свежем виде не так заметно, но на следующий день булочки на вкус и аромат - как пасочки, куличики. Не просто особые, "добрые", а такие, что их чуть ли не раз в год пекут. Свежими они именно булочки, хрустящие и смертельно вкусные к чаю-кофе.

      Книга Н.А. Коломийцовой, 3е издание, уже 1891г, доступна для чтения или скачивания тут, в библиотеке кулинарного ларца, оцифрована Российской Государственной Библиотекой.
      https://yadi.sk/d/gF98slmR3GM_g

      Интересно, она от твоего издания сильно отличается? Там почти на 300 рецептов больше чем в издании 1875г. Это наверное самая большая коллекция проверенных рецептур дореволюционной украинской кухни. 1000 рецептов в "Страви й напитки на Україні" З.Клиновецька, 1913г меня сомневаться заставляет. Никакой коллектив столько рецептов не опробует и не проверит, не то что один автор.

      Сочувствую по поводу макового рулета из Большой Книги, Ната. Даже странно, что в такой хорошей книге неудачный рецепт привели. У нас польские и венгерские рулеты с маком в продаже все очень вкусные, но все разные по рецептуре. Каждая пекарня по своему печет.
    2. Спасибо за ссылку :).
      В моей книге в "скоромнмым столе" на 38 рецептов меньше, а в "постном" - на 12.

      Рецепты в Большой книге хорошие, мука была плохая, тесто рвалось, я его и мешала, и в холод отправляла - не помогло, надо было новое замесить из проверенной муки.
    3. Ната, я его испекла. У меня тесто вымесилось.

      Но там рассчет такой, что сначала тесто без жира, перемешать до однородности и оставить на полчаса-час в холодильнике. Потом вмесить жир и выбить тесто до пузырей - вымесить. И через 15-20мин, как только удвоится, можно по формам раскладывать. Я брала муку польскую, тип 500.

      Так получится похоже на ручной метод замеса, который Кристиан описывает во введении для создания дрожжевого теста "горячим способом" , при 20С. %) Это по сравнению с "холодным", когда тесто ставят на 12ч в холодильник и оно там поднимается и созревает при 4-7С.

      Ручное вымешивание до пузырей бы около часа заняло в такой высокорецептурной сдобе. Это надо имитировать и вымешиванием в миксере. Дать тесту 45мин на образование клейковины без помехи со стороны масла.

      Кроме того, там надо в 2р меньше современных дрожжей, чем в рецептах 1960х-1970х, показанных в этой книге. А не то тесто поползет при вымешивании, особенно в миксере.

      Рецепты в гросбухе были дважды проверены выпечкой автором, это его изделия на фото, так что я им верю. Что, конечно, не мешает мне напортачить. :)))
      Щас покажу какой у меня получился этот шедевр северонемецкой сдобы, Ната. Лимонный, вкуснющий, ням-ням.
    4. Труженица, ты моя :) спасибо

      Я тесто делала как там написано(что бывает редко - грешу отсебятиной) и дрожжей всегда беру в 2 раза меньше. Просто ты так расписала крупчатку и мне захотелось на ней испечь (да и в рецепте она), но крупчатка была только Т450 и неизвестного мне производителя. А мука "melvit" - очень хорошая, правда не из дешевых, но у нас в магазинах только ржаная - всякая, пшен. обдирная,рисовая, овсяная, гречневая.А крупчатки вообще никакой нет - не популярна стала (19 лет назад, когда мы приехали, крупчатка была всех типов). Буду еще печь - дочка любит "маковец" - так он здесь называется, только испеку из проверенной муки (не крупчатки) и испеку по рецепту из книги. Хотя я так люблю "правильное тесто" :)


      Рулет можно посмотреть здесь
  4. Привет, Люда!
    Какие булочки, какой мякиш!
    У нас на сливках есть кулич. Вернее, в книге Даниленко. Там и опара на сливках ставится, никакого молока или воды. Я пекла его как раз на САФ Золотых. Сливки не готовила, как обычно молоко. Брала и снятые с домашнего цельного молока, и магазинные 10%, а сегодня вот как раз буду ставить тесто пробную выпечку на холод на 12% сливках. Попробовав куличей разных, склоняюсь всё же печь на Пасху именно его. Он самый сдобный, самый куличный для меня.
    Reply
    Replies
    1. Привет, Таня!

      Булочки были что надо :) Слава Богу, что кончились. А то мы бы и обед и ужин пропустили, распивая чаи с булочками :)

      Надо бы и мне посмотреть на кулич у Даниленко. К столу я буду готовить Светину вареную пасху (рецепт от М.Сырникова) и печь Светин кулич (svetilnik_m в livejournal), она его у Алисы брала , а Алиса - у МАММА :))) все это с кукинга.

      Там уж до того просто, что проще не бывает. А ля no-knead bread from Jim Lahi. Взбил тесто и в холодильник его на сутки-двое, до самого момента раскладки по фомочкам, растойки и выпечки.

      И то ж самое с творожной пасхой. Загодя и минимум хлопот. Прогрел заварной крем с творогом на водяной бане - и в формочку его на сутки-двое, чтоб схватилось в холодильнике.
      http://svetilnik-m.livejournal.com/42101.html

      Света мне формочки подарила даже куличные с дальнего Востока.
  5. Спасибо за наводку, пойду смотреть:)
    Reply
  6. Люда, привет! Кулич из холодильника - вещь! Я тоже его буду печь ( и не только его).
    Люда, помнишь у тебя были булочки детские? http://abb-nurashka.livejournal.com/8463.html#comments Я, правда, таких не помню, решила испечь, но на в/с. Неужели такое влажное, если не сказать жидкое, тесто и должно быть? Странно, что не сладкие получились, только штрейзель спасает.
    Reply
    Replies
    1. Лена, привет!

      они не могут быть несладкими и слишком влажными. Это сладкие на вкус булки с содержанием сахара в готовых изделиях 15%.

      В них идет 150г сахара на кг муки + 25-30г сахара в самой муке было ( в совр. муку надо этот доп сахар добавить), плюс солод в муку пекари добавляли 0.2% от веса муки. Плюс 50г сахара НА булочках . Как можно стакан сахара на кг муки не прочуствовать? Это примерно так же сладко как 2.5-3 ст.л. сахара на стакан воды.

      Если жахнуть дрожжей по старой норме полувековой давности, 30г современных пресованных и не добавить 25-30г сахара и 2г солода на кг муки, то дрожжи сожрут много сахара, в 2р больше запланированного рецептом. В результате может показаться несладко. Тем более если им в жидком тесте дать поработать.

      Там видимо у Ани был скопирован рецепт, по которому я из канадской муки пекла и 75% воды от веса муки - слишком много для муки твоей влагоемкости, обычной муки 1с.
  7. Люда, воды не просто много, тесто практически, как на паньотту и так же отлично вымесилось. Муку правила, но в только в опаре, сахара только 10г положила, дрожжей 20г. Я даже не знала, откуда рецепт, замесила сдуру :). Как раз сладостью они меня и привлекли. И опара длительная не испугала. Люд, наверное, такая жидкая опара с большим количеством муки подходит больше для сильной муки (как твоя), она ее ослаблять должна? Но и у меня получилось очень не плохо, мне понравилось тесто.
    Люда, а сколько дрожжей ты будешь класть в кулич холодильничный? Я помню, что уменьшала количество, но вот сколько положила, не помню.
    Reply
    Replies
    1. Леночка, опара не жидкая а нормальная, консистенции традиционной опары, только что с 2/3 муки в ней. Это большая густая опара по ГОСТу.

      Ясно, что если влагоемкость твоей муки ниже канадской, то и опара получится как сливки и тесто ка кна паньотту. :)

      У нас пасха уже прошла, Лена. И сезон пасхальной выпечки - тоже. Дрожжей в кулич от Светы М. по рецепту. Я ничего не меняла.
  8. Людмила, спешу к вам с благодарностью! Очень, очень удачная сдоба! Одна из лучших я бы сказала! Вкусно! Спасибо большое ! Немного больше сахара на мой вкус!
    Reply
    Replies
    1. Ну, благодарность (от всех нас) Дарии Якивне Цвек, Диана. Я тут ни при чем :)

      Мои были обсыпаны жемчужным сахаром, так что мне нормально показалось на сахар.

      Хорошо, что вы печете, что сохраняете традицию живой. Молодец!
    2. Безусловно за авторство , да! Но за разработку !Должна не согласиться !Дело в том что хотелось бы выделить именно процесс работы с тестом! Иногда только набор ингредиентов для успеха не достаточен! Безо всякой лести хочу сказать , что вы первый человек который так объясняет тесто! Что касается сахара
      , то мне мысль пришла по поводу сахарной пудры ! Я думаю, если бы я их обсыпала то было бы как раз то, что нужно и сахар увеличивать не нужно в тесте! На счет традиций не уверена, но в любом случае спасибо!
  9. И еще хотела добавить, я полностью с вами согласна в том, что булочки после того как полежат становятся только лучше, вкуснее!
    Reply

Немає коментарів:

Дописати коментар